АННАЛОВ ШКОЛА или Новая историческая наука

АННАЛОВ ШКОЛА или Новая историческая наука
(La Nouvelle Histoire) - направление во французской исторической науке и историографии, задавшее нетрадиционный и высокоэвристичный системный подход  в гуманитарном знании 20 ст. Главные представители А.Ш. - Л.Февр, М.Блок, Бродель, Ле Гофф - традиционно акцентировали лишь наличие общего "духа А." и сопряженное с ним отсутствие жестко задаваемого универсального методологического канона.

Возникновение А.Ш. датируется выходом в свет в 1929 в Страсбурге первого номера журнала "Анналы экономической и социальной истории" (послевоенное название издания - "Анналы: экономики, общества, цивилизации"), основанного Блоком и Февром. Традиционно в истории А.Ш. принято выделять следующие фазисы эволюции: 1929-1945 - жесткая критика А.Ш. подходов традиционной историографии Западной Европы (связана с именами Февра и Блока); 1945-1968 - утверждение и институционализация движения А.Ш. (Бродель, Э.Лабрусс, Ф.Арьес и др.); 1970-1980 - фрагментация А.Ш. ввиду обретения ею высокого интеллектуального статуса и значимой влиятельности в самых различных сферах общество- и человековедения (Ле Гофф, Ж.Дюби, М.Ферро, Ф.Фюре, А.Бюргьер, Э.Леруа Ладюри, А.Фарж, Ж.Ревель и др.). В качестве интеллектуальных источников А.Ш. рассматриваются первые упражнения в "неэлитной" (по объекту описаний) глобальной истории Вольтера, Шатобриана, Гизо, Мишле и др., неокантианская эпистемология В.Вин-дельбанда, Г.Риккерта и М.Вебера; творческая схема французского философа А.Берра (1863-1954) и историческая концепция Й.Хейзинги, социологические модели Дюркгейма и Мосса, а также послуживший точкой отсчета для исходных размышлений Февра и Блока "Критический манифест в адрес историков" французского социолога и экономиста Ф. Симиана (1873-1935).

Главное содержание переворота в совокупности принципов и подходов социального знания и историографии, осуществленного А.Ш., образуют следующие социально-философ-ские и гносеологические максимы и тематизированные исследовательские программы: 1) критика общепринятых трактовок отношения между историком, историческим памятником и фактом истории; новое эпистемологическое понимание позиции историка, выведенное эмпирически и созвучное тезисам Дильтея о противоположности "наук о духе" "наукам о природе", а также неокантианским идеям о роли оценочных суждений, о необходимости применения метода "идеальных типов"; 2) установка на создание тотальной истории, которая объединила бы все аспекты активности человеческих обществ; в рамках А.Ш. осуществилась трансформация проблемных полей исторической науки: от экономической и интеллектуальной истории - к "геоистории", исторической демографии и истории ментальностей, перешедшей в историческую антропологию; 3) принципиально междисциплинарная практика исторического исследования и социальных наук (внимание к проблемам хронологии, анализу "длительности" и сопряженных измерений).

Согласно установкам представителей А.Ш., настороженно относящихся к любым (включая Гегеля, Маркса, Шпенглера, Тойнби, Риккерта, М.Вебера) традиционалистским версиям философии истории, основной задачей истории как особо значимой науки о "человеке, человеке в обществе и во времени" выступает создание "всеобъемлющей" истории - "истории, которая стала бы центром, сердцем общественных наук, средоточием всех наук, изучающих общество с различных точек зрения - социальной, психологической, моральной, религиозной, эстетической и, наконец, с политической, экономической и культурной". Согласно модели миропонимания А.Ш., характер и (в самой значимой степени) результаты исторического исследования обусловливаются формулировкой исходной проблемы (с каковой данное исследование собственно и начинается), суть же проблемы в конечном итоге диктуется культурой того общества, к которому принадлежит сам историк. (А.Ш. отвергла установки историков позитивистского толка, следовавших принципам догматической привязанности исследователя к историческим источникам и ориентированных на профессиональное творчество в виде обильного цитирования и комментирования текста-"аутентичного источника".) Представители А.Ш. были убеждены, что памятник прошлого (письменный или вешественный), являющий собой текст или артефакт, дошедший от изучаемой эпохи, сам по себе неинформативен и нем. Как исторический источник он начинает выступать лишь тогда, когда историк приступает к его исследованию, в семиотическом смысле расшифровывая его язык; вне этого отношения исторический памятник правомерно полагать несуществующим. В эвристическом же аспекте трансформация сообщения исторического источника в исторический факт (феномен иного, более высокого понятийного статуса и историографического достоинства) осуществляется, согласно А.Ш., в рамках процедуры осмысления этого источника самим историком, включающим его в определенную систему интеллектуально-интерпрета-ционных схем, связей и субординаций. А.Ш. исходит, таким образом, из идеи исходной "непрозрачности" исторического памятника, трактуя тем самым историческое исследование как "борьбу с оптикой, навязываемой источниками". Не "история-повествование", а "история-проблема" призвана находиться в фокусе внимания профессионала: согласно Февру, "данное" - это "творение историка... изобретение и конструкция, созданная при помощи гипотез и догадок... Это ответ на вопрос, и если нет вопроса, то нет ничего". Изучение истории в этом контексте может восприниматься как неизбывный диалог современности с прошлым, и в границах такого подхода та временная и культурная точка, из которой осуществляется изучение истории и определяющая видение историка, несет особую идейную нагрузку, ибо разворачивание исторического исследования осуществимо лишь от настоящего - в прошлое.

Ключевыми понятиями историографической традиции А.Ш. выступают следующие: "структура", "конъюнктура", "цикл", "ментальность". Пакетное понятие "структура" (structure) обозначает самые различные феномены жизни социума - духовный склад людей, глубоко укоренившиеся обычаи, привычный образ мышления, явления в экономике - обусловленные такими безличными началами, как география, климат, биосфера, почвенное плодородие; "структуры" замкнуты, устойчивы во времени, способны сопротивляться изменениям. Иногда термином "структура" в традиции А.Ш. характеризовалось общество в целом (традиционное или общество экономического роста). Понятие "конъюнктура" (conjoncture) в трактовке А.Ш. отображает определенный период эволюции общества с характерным для него сочетанием различных тенденций: совокупности демографических изменений, динамики технологий производства, движений цен и зарплаты. (Термин "цикл" используется представителями А.Ш. сопряженно понятиям "структура" и "конъюнктура".) Понятие "ментальность" (mentalite) относимо к сфере автоматических форм сознания и поведения людей; согласно установкам А.Ш., история ментальностей должна дополняться историей идеологий, историей воображения, историей ценностей. Реконструкция мира воображения людей прошлого и наиболее распространенных схем интерпретации ими действительности, уяснение соответствующей системы понятий выступают для А.Ш. не менее значимыми, нежели анализ социально-экономических структур исследуемого общества.

В целом максимы и методики А.Ш. сочетают в облике достаточно органичной констелляции самые разнообразные достижения и установки всего комплекса социально-гумани-тарных дисциплин 20 ст.: интерес к социально-экономи-ческой и демографической истории вкупе с "историей повседневности" (в ущерб истории политической), компаративистские подходы, "математизация" истории с использованием компьютеров для обработки серийных источников, пафос междисциплинарности в исследованиях, особое внимание изучению природно-географической среды, акцентированный переход от исторического повествования к исторической интерпретации. Поворот в интеллектуально-ценностных ориентациях А.Ш., начавший осуществляться в конце 1980-х, характеризуется углубленной разработкой концепции Броделя о множественности социального и исторического времени, природа и качество которых изменчивы в разных социумах.

В конце 20 в. парадигма исторических изысканий А.Ш. все более приобретает облик своеобразной исторической социальной антропологии - конституируется обновленная глобальная концепция истории, объемлющая все достижения А.Ш. и включающая в свои рамки изучение и реконструкцию материальной жизни, менталитета, повседневности, выстроенные в смысловом поле понятия "антропология", охватывая при этом и совершенно новые области исследования: начинается изучение социальной природы и функций тела, жеста, устного слова, ритуала, символики и т.п. также: Бродель.

А.А. Грицанов


Социология: Энциклопедия. — Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом. . 2003.

Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "АННАЛОВ ШКОЛА или Новая историческая наука" в других словарях:

  • Анналов школа —         «АННАЛОВ» ШКОЛА направление исследования истории, сформировавшееся во Франции и ознаменовавшееся основанием в 1929 журнала «Анналы. История и социальные науки». Существует по настоящее время, другое название «Новая историческая наука».… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • “НОВАЯ ИСТОРИЯ” —         новая историческая наука, новая социальная история под этим наименованием в мировой науке сер. вт. пол. 20 в. заявило о себе мощное интеллектуальное движение, поставившее под вопрос традиц. приемы истор. познания и историописания,… …   Энциклопедия культурологии

  • Новая история — (новая историческая наука, новая социальная история) ☼ под этим наименованием в мировой науке сер. – вт. пол. 20 в. заявило о себе мощное интеллектуальное движение, поставившее под вопрос традиц. приемы истор. познания и историописания,… …   Энциклопедия культурологии

  • Школа «Анналов» — (фр. École des Annales) также «Новая историческая наука» (фр. La Nouvelle Histoire)  историческое направление, основанное Люсьеном Февром и Марком Блоком. Эта историческая школа, формировавшееся вокруг журнала «Анналы», оказала… …   Википедия

  • Школа "Анналов" — (“новая историческая наука”) научное направление, возникшее во Франции и группирующееся вокруг основанного М. Блоком (см. Блок, Марк) и Л. Февром журнала, выходившего под назв. “Анналы” (1929 39), “Анналы социальной и экон. истории” (1939 41),… …   Энциклопедия культурологии

  • Историческая антропология — (др. греч. ἱστορία расспрашивание, исследование; ἄνθρωπος человек; λόγος «наука») Направление познания социокультурной истории человечества с помощью методов исторической, антропологической наук и кросс культурных исследований. Если попытаться… …   Википедия

  • ИСТОРИЧЕСКАЯ ПЕРИОДИКА. — И. п. зарубежная. Появление отраслевых ист. журналов относится к 1 й пол. 19 в. В это время во многих странах (во Франции, Германии, Дании, США и др.) наряду с обществ. политич. журн. общего характера начинают создаваться журн., содержащие по… …   Советская историческая энциклопедия

  • Февр, Люсьен — Люсьен Февр Lucien Febvre Дата рождения: 22 июля 1878(1878 07 22) Место рождения: Нанси Дата смерти: 11 сентября …   Википедия

  • Люсьен Февр — (фр. Lucien Febvre; 22 июля 1878  11 сентября 1956)  известный французский историк. Родился в Нанси в семье университетского профессора филолога. Окончил Высшую Нормальную школу в Париже, профессор университетов Дижона (1911 1914), Страсбурга… …   Википедия

  • Февр Люсьен — Люсьен Февр (фр. Lucien Febvre; 22 июля 1878  11 сентября 1956)  известный французский историк. Родился в Нанси в семье университетского профессора филолога. Окончил Высшую Нормальную школу в Париже, профессор университетов Дижона (1911 1914),… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»